Школа Оратор-До
Статьи Оратор-До
ТОЧКА ОПОРЫ

ТОЧКА ОПОРЫ


Ну что ж, друзья! Настала пора постепенно рассказывать про Оратор-До. То искусство, которое изменило мою жизнь, которое меняет мою жизнь.

Оратор-До построено на принципах. Эти принципы помогают разобраться в коммуникативных ситуациях, обрести уверенность, быть успешным как на выступлениях, так и в переговорах.

Когда принципов накопилось достаточно много, то они сформировались в систему, систему развития ораторского искусства. Я верю, что учиться можно и должно всю жизнь. Мне учиться, да что там учиться:), жить, помогают принципы. Надеюсь, что и вам они будут полезны.

Итак, один из важнейших принципов Оратор-До - "Точка опоры". Поехали!

Точка опоры

Карамзин говорил, что если бы отвечать одним словом на вопрос: что делается в России, то пришлось бы сказать: крадут.

В 30 лет я поставил себя в тупик (это было в 2008 году). В тот момент я активно занимался разработкой тренинговых программ по ораторскому искусству и мне на глаза попался материал в одной из изучаемых мной книг о том, как надо представляться (рассказывать о себе). Моё внимание привлекли два пункта при рассказе о себе, вот они: 1) Больше всего я люблю … и 2) Больше всего я не люблю … .

Тупик мой заключался в том, что сразу я не смог ответить себе на эти два вопроса «что же я больше всего люблю, и чего же я больше всего не люблю?» Мне даже стало страшно, что до 30 лет я дожил и ни разу не задавал себе подобных вопросов. На вопрос «что я больше всего не люблю» я отвечал около трёх дней, но когда ответы появились, я почувствовал, что что-то в моей жизни изменилось, что-то «щёлкнуло», появилась «точка опоры».

Я предлагаю вам проделать эту внутреннюю работу. Задайте себе эти два вопроса, что вы больше всего любите, и чего вы больше всего не любите. Когда будете отвечать, скорее всего, с вами будет происходить следующее: будет много вариантов ответов на эти вопросы, и сразу ответить будет сложно, тогда можно мысленно разложить эти варианты перед собой как карты в пасьянсе, и, взвешивая каждый ответ, убирать лишнее. Постепенно вы найдёте ответ, тот самый ответ, два ответа, которые и составят вашу «точку опоры». Это должны быть такие же простые, но глубокие ответы как у Карамзина в его высказывании выше (не обязательно в одно слово).
Что нам это даёт?

Первое. Простите меня за моё менторство, но ваша жизнь изменится. Если вы никогда не задавали себе подобных вопросов, то сейчас самое время. Вам также может захотеться отвечать и на другие вопросы в вашей жизни, касающиеся лично вас, либо вообще событий вокруг вас. Можно также «пройти вопросник Марселя Пруста», и ответить на его порой неожиданные вопросы. Отвечая, вы обретаете «точку опоры» своей личности, либо укрепляетесь в ней. Однажды Огюста Ренуара спросили: «Мэтр, что же важнее в искусстве: «что» или «как»?» На что мэтр ответил: «В искусстве важнее - «кто»». В контексте ораторского мастерства, искусства мы с «точкой опоры» приобретаем философский фундамент наших выступлений, этот фундамент как второй план у актёров в кино и театре, зритель второй план не видит, он его чувствует, зритель чувствует наполненность актёра, слушатель будет чувствовать наполненность оратора, будет чувствовать личность.

И второе. Когда вы будете «играть в свой пасьянс с ответами на вопросы», вам придётся много с самим собой спорить, взвешивать: «Нет, вот это я всё-таки не люблю больше этого, а это больше этого», - и т.д. В этот момент вы будете спорить с самым сложным оппонентом в своей жизни – с самим собой. Придя к общему знаменателю, найдя ответы на свои вопросы, вы пройдёте самый сложный, но самый важный урок по убеждению:). А ни это ли есть один из главных навыков ораторского искусства – умение убеждать?!

В заключение вот ещё что. С течением жизни эти два ответа могут меняться – это нормально. Вы растёте, вы мудреете, ваша жизнь, я надеюсь, не стоит на месте. Но периодически надо проверять свою «точку опоры», отвечать себе на вопросы, анализировать. Я верю, что «точка опоры» будет помогать вам не только в публичных выступлениях, но и в жизни.

Дорогу осилит идущий. Успехов вам, дорогие друзья, на пути к своей вершине!

Искренне ваш, Владимир Брик / Оратор-До
ТЕХНИКА ШКАФ

ТЕХНИКА ШКАФ


Когда к нам приходят гости (любые!), и мы предъявляем их взору своё жилище, нам не приходит в голову открывать створки шкафа. И не потому, что там отчаянный панический бедлам. Даже если там всё спокойно и по полочкам - не открываем. Потому что это интимная зона нашего быта и бытия. И - что важно! - ни одному гостю в ум не придёт интересоваться "что там за дверью?" (если только это не свекровь или тёща пришла с инспекцией)

Так и в публичном выступлении. Не распахивайтесь до задней стенки своих внутренних переживаний. Аудитория не только не требует этого от нас - она в брезгливом смущении отведёт взор, чтобы не видеть того, что ей видеть не пристало.

Техника ШКАФ: «Выходя на сцену, держи свой ШКАФ закрытым»

Очень часто мне приходится видеть ораторов, которые рассказывают аудитории о том, как им страшно выступать, как у них что-то не получилось во время подготовки, как они не знают с чего начать, как у них трясутся руки, что тема выступления для них не знакома и т.д. Иначе, оратор хочет подстелить соломки: «если выступление провалится, я же вас предупреждал». Здесь оратор как бы снимает с себя ответственность за результат.

Очень часто можно увидеть следующую картину на каком-нибудь торжестве. Кто-то поднимает бокал и говорит: «Я тосты произносить не умею, но я скажу…» Фраза до запятой не конструктивна. Она нужна оратору, чтобы снять с себя ответственность в случае провала, в данном случае – неудачного тоста: «Я же вас предупредил, что тосты произносить не умею». В случае же успеха, оратор получит похвалу, но похвала всегда покровительственна: «Ну что же ты так засмущался, такой замечательный тост».

Подобное может произойти и на любом другом публичном выступлении. Похвала оратору ставит его в позицию ниже аудитории. Вы такое впечатление хотите произвести? Вы в таком образе хотите запомниться аудитории?

Да, конечно, иногда бывает нужно заручиться поддержкой аудитории получить её покровительство, но! Это должно быть вами санкционированно. Это должна быть ваша задумка, ваше стратегическое или тактическое решение, ваше режиссёрское видение выступления, а не слабость вашей воли.

Оратор – это тот, кто способен повести за собой, тот, кто убеждает, защищает, заботится. Тот, кто меняет мир, меняет людей своим выступлением, своим словом, своей личностью.

Ваше чрезмерное волнение, ваш страх, если вы о нём не скажете, аудитория практически никогда не заметит. Поэкспериментируйте: промолчите о том, как вам страшно на сцене и увидите, что ни кто и не думал, что вам страшно.

Уверенность – это привычка, это моё мнение. Привыкайте выглядеть уверенным и скоро вы начнёте ощущать, что чувствуете себя уверенным.

Техника ШКАФ позволяет воспитывать уверенность с внешней стороны, это так называемый канал уверенности, который называется КАЗАТЬСЯ. О технике воспитания уверенности с внутренней стороны, по каналу БЫТЬ, мы поговорим в другой раз.

И помните! «Выходя на сцену, держи свой ШКАФ закрытым!», аудитория будет благодарна за это.

Дорогу осилит идущий. Успехов вам, дорогие друзья, на пути к своей вершине!

(с) Оратор-До/Владимир Брик, июнь 2016
БЫТЬ ИЛИ... ХОЗЯИН

БЫТЬ ИЛИ... ХОЗЯИН


Хорошо если оратор выглядит уверенно, об этом мы говорили в статье «Техника «Шкаф». Оратор формирует хорошее впечатление о себе. Это воспитание уверенности по каналу КАЗАТЬСЯ. Для оратора важно уметь пользоваться этим инструментом, иначе: оратор должен всегда уметь хотя бы казаться уверенным.

А как же воспитывать в себе уверенность по каналу БЫТЬ? Как же научиться БЫТЬ уверенным?

Я вам предлагаю сыграть роль. Роль вам уже знакомую, кому-то очень привычную, для кого-то очень любимую. Эта роль называется «Добрый и гостеприимный хозяин».

Давайте вспомним, как эта роль играется нами в жизни.
У вас праздник. Вы принимаете гостей. Вы хозяин дома.
Вы назначаете время прихода гостей.
Вы готовите дом к приёму.
Вы накрываете стол, готовите угощения, продумываете развлекательную программу.
Вы встречаете, предлагаете тапочки или предупреждаете, чтобы гости взяли сменную обувь с собой.
Вы рассаживаете всех за столом, следите за всем.
Вы разговариваете с полицией или разгневанными соседями.
Вы получаете подарки.
Вы провожаете гостей.
Вы даже можете кому-то позволить задержаться.
Вы, вы, вы…. Сто раз вы.

Думаю, вы уже всё это вспомнили. А главное почувствовали. Мне очень важно, чтобы вы почувствовали это. Почувствовали, что вы - ХОЗЯИН. Но очень важно, чтобы хозяин был добрым и гостеприимным. Потому что к такому хозяину хочется возвращаться снова и снова.
Хозяином быть и приятно и хлопотно.

А теперь эту роль перенесём на публичные выступления.

Делайте всё на сцене так, как будто вы хозяин всего происходящего (но не забывайте про добро и гостеприимство). Заботьтесь об аудитории, но давайте понять, что всё под вашим контролем, всё вами предусмотрено, вы со всем разберётесь.

Вы пригласили аудиторию. Даже если аудитория пригласила вас, то вы решили - выступать перед ней или нет.
Вы решаете, сколько будет длиться ваше выступление.
Вы решаете, будете пользоваться вспомогательными средствами (проектор, маркерная доска, раздаточные материалы) или не будете.
Вы решаете, будет вопросно-ответная часть или нет.
Вы решаете различные скользкие и сложные ситуации во время выступления.
Даже если всё определено до вас, вы решаете выступать или не выступать.
Вы, вы, вы…. Опять сто раз вы.

Хозяин может и поторапливаться, но никогда не суетится.
Хозяин решает проблемы, а не уходит от них.
Хозяин несёт бремя ответственности, но и получает дары от гостей.
Хозяин всегда поступает по принципу «для того чтобы», а не «потому что».
Хозяин – это всегда причина, а не следствие.

Вспоминайте, когда и где вы чувствовали или чувствуете себя хозяином. Точно так же надо вести себя на сцене. Но помните, личность – это тот, кто понимает, что рядом с ним тоже личность. Поэтому ваш ХОЗЯИН должен быть добрым и гостеприимным.

Дорогу осилит идущий. Настойчивости вам, друзья, на пути к своей вершине!

(с) Оратор-До/Владимир Брик, июнь 2016
ПРИНЦИП ДЕСАНТНИКА

ПРИНЦИП ДЕСАНТНИКА


Одним из страхов, который одолевает и преследует оратора во время выступления, является страх забыть слова своей речи, страх забыть текст, который готовился для выступления, либо оказаться в ситуации, когда, что-то пошло не так, как вы задумали, и вы «сбились с текста».

У актёров эта тема, забыть текст роли во время спектакля, вообще является сюжетом для самого кошмарного сна:)

По опыту скажу, что актёрам сложнее, чем ораторам, текст авторский, а если ещё и в стихах, то можете себе представить «забыл одно слово и всё! нет рифмы!» … Как правило все мизансцены разведены на реплики, реплики на физические действия, действия на взаимодействия с партнёрами..., а ты что-то забыл, рушится буквально всё…

Почему же я вначале обмолвился, что актёрам сложнее, чем ораторам, т.е. ораторам получается, что легче. Потому что существует «принцип десантника», который я открыл на одном из своих тренингов по ораторскому искусству в далёком 2009 году.

2 августа в России отмечают день десантника. Десантники - бравые парни, мужчины, защитники нашего отечества. Я сам, будучи школьником, мечтал служить в ВДВ, но не судьба. Так вот, у десантников есть лозунг, боевой клич: «Никто кроме нас!» Сильная фраза и очень требовательная. Она то нам и поможет, она то и натолкнула меня на мысль следующий принцип назвать «принципом десантника» в ораторском искусстве, вот как он звучит:

«Никто кроме нас не знает, что мы должны здесь (здесь - имеется ввиду, на сцене) сказать!»

Я к лозунгу десантников «никто кроме нас» добавил «…не знает, что мы должны здесь сказать». Так и родился этот принцип.

Использование этого принципа даст вам такую свободу на сцене, на какую вы раньше даже не рассчитывали, и которой нет даже у актёров. Вы являетесь творцом, создателем своей речи, своей презентации, только вы знаете, что должно быть на самом деле произнесено, какие слова должны быть использованы. Вы в одном лице и автор, и режиссёр, и исполнитель своей речи! Вы можете свою речь менять по ходу выступления! Вы и альфа, и омега!

«Никто кроме нас не знает, что мы должны здесь сказать» означает, что не важно какими словами я передам главную мысль аудитории, главное, чтоб это была та мысль, главная мысль, которая задумывалась в момент подготовки.

Вас с бумажкой, с книжкой, с пьесой никто не будет проверять: «то ли слово вы сказали?» «ту ли реплику использовали?», пальчиком никто не погрозит, двойку никто не поставит, с работы никто не уволит. Вы всегда можете сказать, что так и было задумано. И это не лукавство, это закон живой речи, речи рождённой здесь и сейчас.

Как это работает в жизни, вы можете посмотреть на простом примере: вам надо объяснить кому-то, как добраться до вашего дома, и вы это сделаете более или менее успешно. Ту же самую задачу мы дадим (поручим), скажем, вашему соседу. И он тоже это сделает и тоже более или менее успешно, т.е. объяснит кому-то как добраться до вашего дома. Вы одну и ту же задачу выполните, вероятнее всего, по-разному, разными словами, разными ориентирами будете пользоваться, но мысль будет одна: «как добраться до вашего дома».

Жизнь, опыт показывают, что во время выступления оратор (особенно начинающий) очень часто произносит далеко не те слова, не тот текст, который задумывал до выступления. Безусловно, во многом виной тому плохая подготовка, а также чрезмерное волнение.

Но! Ещё хуже, если выступающий впадает в ступор или начинает оправдываться из-за того, что, как ему кажется, он начал говорить не те слова и не так хорошо, как у него получалось на репетиции, или как было на прошлом выступлении. Чёрт побери, действуй сейчас! Доноси мысль сейчас! Другими словами, другими средствами нежели ты планировал, но действуй!

Никто не знает, как у тебя должно строится выступление, но все ждут результата, который ты им обещал, обещал в анонсе выступления, в заявленной теме, в предложенном тезисе.
Помни про «принцип десантника»!

Никто кроме нас не знает, что мы должны сказать, что мы хотим сказать, что мы будем говорить.

Будем свободны, друзья, в средствах, в словах. Главное - мысль, цель, результат.
С «принципом десантника» нет понятия «забыл, что хотел сказать», есть понятия «мысль, цель, результат» и желание оратора довести слушателя до них.

Дорогу осилит идущий. Успехов вам, дорогие друзья, на пути к своей вершине!

(с) Оратор-До/Владимир Брик, 2010
НАЧИНАЙ ВЫСТУПАТЬ ЗА КАДРОМ!

НАЧИНАЙ ВЫСТУПАТЬ ЗА КАДРОМ!


Однажды после мастер-класса по публичным выступлениям ко мне подошёл молодой человек и спросил, что ему делать, как справиться со страхом, который к нему приходит во время выступления? Этот страх именно приходит, наваливается спустя какое-то время (не более минуты) от начала выступления. Вот что я ему предложил, и что может быть пригодиться и вам. Дело в том, что главной «ошибкой» оратора, испытывающего страх при обстоятельствах, описанных выше, является то, что он «начинает своё выступление». Смешно, не правда ли?

А как это? Что это означает? - Чувствую я ваши вопросы.

Ну, да, он начинает своё выступление, он для этого и вышел! – продолжается ваше негодование в мою сторону.

Ну что ж, тогда слушайте. Прошу сразу меня извинить за директивный тон, но так пойдёт быстрее:)

Начинай выступать за кадром! Начинай выступать за кулисами!

Это мой вам совет, и вот что это означает. Когда вы смотрите какой-нибудь фильм, то вы видите только то, что вам решил показать режиссёр, вы ограничены теле- или киноэкраном, на котором перед вами несутся кадры сцен, а на самом деле актёр начинает играть сцену «до кадра», более того актёр зачастую играет сцену «после кадра». В театре актёр начинает свою сцену за кулисами, он за кулисами уже персонаж пьесы, он уже в роли, он появляется перед зрителем уже в образе (если, конечно, это хороший артист), а не включается как электроприбор на глазах у зрителей, нет, уже включённый появляется. И очень важно, что артист, уходя за кулисы, доигрывает сцену, его уже не видит зритель, а он всё ещё играет.

Это можно сравнить с прыжком. Чтобы перепрыгнуть что-то существенное, надо разбежаться, оттолкнуться, пролететь, приземлиться и остановиться.

Почему наваливается страх в публичном выступлении? Потому что оратор пытается «прыгнуть» без разбега. Вот где главное волнение-то и выскакивает!

Начинай работать до выступления. Психологически как бы размывай точку начала выступления. Не обозначай для себя точку начала выступления. Начало выступления, не должно быть похоже на прыжок с парашютом. Но и не превращай начало в бессмыслицу.

Итак, если вы имеете привычку очень волноваться именно в начале вашего выступления, то я предлагаю вам придумать «закулисье» вашего выступления, вы как бы начали, но ещё не начали. В «закулисьи» можно раздать какой-нибудь раздаточный материал. В этом действии вы уже на сцене, вы уже в роли оратора для аудитории, но пока ещё «не выступаете», вы «работаете за кадром». В «закулисьи» можно что-то поправить на сцене, чтобы вам было удобно, к примеру, перевернуть лист флип-чарта после предыдущего оратора, занавесить окна, либо наоборот убрать шторы, можно разложить какие-то свои вещи, которые впоследствии будете использовать во время выступления. Не бойтесь, что публика заскучает! Если ваши действия будут осмыслены, логичны, необходимы, то аудитории будет интересно за вами наблюдать. Если есть возможность пообщаться хотя бы с частью аудитории до выступления – это тоже может быть одним из вариантов работы «за кадром», «за кулисами».

Дерзайте, творите, придумывайте новые способы «работы за кадром, за кулисами», и я вас уверяю, вам будет становиться всё проще и проще справляться с волнением первых минут вашего выступления.

Дорогу осилит идущий. Успехов вам, дорогие друзья, на пути к своей вершине!

(с) Оратор-До/Владимир Брик, 2017